13 мая на телеканале «Спас» вышла заключительная «серия» проекта «Реабилитация LIVE». Этот проект в режиме реального времени рассказывает, как выздоравливают от наркозависимости трое ребят — воспитанников трех разных православных реабилитационных центров Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
На нашем сайте мы регулярно рассказывали о жизни героев проекта — 29-летнем Дмитрии из центра «Сологубовка» (Ленинградская область, БФ «Диакония»), 38-летнем Василии, завершившем реабилитацию в центре «Саперное» (Ленинградская область, сеть реабилитационных центров Выборгской епархии «Обитель исцеления») и 37-летнем Дмитрии, занимающемся по амбулаторной программе помощи наркозависимым «Фавор» в епархиальном реабилитационном центре «Лавра» (Санкт-Петербург»). За плечами каждого из ребят — долгие годы употребления наркотиков, судимости.
В проекте «Реабилитация LIVE» в формате дневников ребята делились переживаниями, радостями и трудностями реабилитации. Свои комментарии давали и руководители реабилитационных структур, священники и психологи.
Следить за судьбой воспитанников реабилитационных центров телезрители начали с марта. Как за это время изменилась их жизнь? Оказывается, по-разному. Если первые двое парней продолжают идти по пути трезвости (Дмитрий на днях окончил реабилитацию в «Сологубовке», ищет работу и надеется на прощение жены; Василий — он окончил реабилитацию еще раньше — трудится, общается с дочкой, собирается поступить в вуз), то Дмитрий из Питера… сорвался. Сейчас он в больнице. Подробнее обо всем этом — в видеосюжете.
Телеканал «Спас» завершил проект «Реабилитация LIVE», но обещает вернуться к судьбе воспитанников через несколько месяцев. Гостем итоговой программы стал руководитель Координационного центра по противодействию наркомании епископ Каменский и Камышловский Мефодий. С владыкой Мефодием беседует ведущая программы «Новый день» Алена Горенко.
— Ваше Преосвященство, спасибо, что вы с нами. Очень часто, когда мы показывали эти репортажи, нам писали в соцсетях и спрашивали: «Почему вы им помогаете? Это же просто сила воли! У человека нет силы воли. Взрослый самостоятельный мужик, а мы ему со всех сторон ставим костыли и подпорочки…» Действительно ли только в этом проблема?
— Воля есть у всех. И у всех воля страдает, мы все больны в отношении воли. Наша природа испорчена, поэтому нас всех постоянно тянет к какому-то греху. Но эти люди приобрели новые качества — тягу к психоактивным веществам, наркотикам. Их действительно тянет серьезно. Я не говорю, что у них воля разрушена. Но надо им помочь поработать с этой проблемой зависимости. Собственно, в этом мы им и помогаем. И, поскольку многие из них выкарабкиваются (даже большинство из тех, кто к нам приходит), это значит, что воля у них не разрушена. Воля у них есть. А как не помогать этим людям — странная постановка вопроса. Господь пришел спасать не праведников, а грешников.
— Есть такое мнение в обществе: все мы по сути приходим на исповедь с одними и теми же грехами, потому что не можем их победить. Но то, что касается алкогольной и наркотической зависимости, это фактически визуальный грех, который видят все. Это такая вещь, которая превращает тебя в абсолютного маргинала. И вроде бы ты тоже так же страдаешь, как и все, грехом, но этот грех виден другим и это вызывает вопросы. Но, когда мы говорим о реабилитации, что самое сложное в ней? Ведь вроде бы у всех троих парней была воля, они все хотели двигаться дальше, но вот Дмитрий не смог… Что самое сложное, чтобы двигаться к трезвой жизни?
— Во-первых, настолько ли видны нарко- и и алкозависимые — не уверен. На самом деле человек может колоться, может употреблять наркотики долгое время и оставаться совершенно не заметным в обществе. Только специалисты могут определить, и то с помощью тестов надо все перепроверять. Наркозависимые не понятны родителям, окружающим. То же самое — винопитие. Люди употребляют вино в общем-то достаточно широко. Поэтому сказать, что всякий, кто выпил — алкоголик, нельзя. Лишь в какой-то момент вдруг понимается, что человек перестарался, переступил черту, скатился в пропасть. Но алкоголь как таковой не воспрещен…
Кроме того, наш образ наркомана ошибочен. Наша картинка — это человек, который валяется в подъезде. На самом же деле наркоман выглядит иначе…
Что самое сложное в реабилитации? Вообще, что такое реабилитация? Как бы восстановление. Но на самом деле восстанавливаться мы не можем — мы должны привести человека в другое качество. Болезнь, если она действительно развилась, она в каком-то смысле — биологическом, психическом — неизлечима. Есть неустранимая травма. Но с этой травмой можно жить, не впадая в наркотизацию, не возвращаясь опять к тому же самому. Просто надо переменить мировоззрение, образ жизни. Собственно, это и есть задача Церкви, потому что перемена мировоззрения, покаяния — это технологии, которыми Церковь владеет в совершенстве. Нам надо помочь этим людям освоить технологии перемены мировоззрения, перемены ума и контроля над собой.
— Что в этом случае дает вера? Многие наши герои были и в других центрах (медицинских, другой направленности), но в итоге остановились на православных реабилитационных центрах. Что дает вера, чтобы у человека появилось будущее, появилась надежда?
— Вера прежде всего дает контакт с Богом. Потому что вера — это энергия и опыт богообщения. Поэтому самым главным деятелем в реабилитации, и вообще в исправлении человека, является Сам Бог, Его благодать. Таков принцип нашей реабилитации. Потом очень важной является та среда, в которой происходит исцеление. Сама Церковь, церковная община. Как мы видели, эти ребята живут внутри Церкви. И это тотальное воздействие на всего человека происходит на приходе.
И, кроме того, мы уже понимаем, что такое наркотическая зависимость как страсть и в каком-то смысле являемся специалистами в работе с этой страстью. Можем помочь с ней разобраться и контролировать эту страсть. Это все компоненты нашей работы.
— Ваше Преосвященство, ваш короткий прогноз в отношении будущего ребят. Мы говорили про Дмитрия, про Василия. И про Дмитрия, который, к сожалению, сорвался…
— По поводу Дмитрия я бы не драматизировал ситуацию. Читаем Феофана Затворника — он говорит: человек, который впал в грех, вдруг споткнулся о ту же самую страсть… ну, и что особенного произошло? Ничего особенного. Если страсть есть, она себя проявляет. Не надо впадать в уныние, отчаяние. Надо вставать и идти дальше. Мы даем инструменты. Человек 2-3 месяца всего занимается — ну, акой же он подвижник? Он только еще осваивает технологии самоконтроля, работы над собой. Мировоззрение только меняется. Это еще слишком маленький срок, чтобы исправиться. В жизни мы ведь не перевоспитываем человека за короткий срок. Школа, институты, родители — сколько этим занимаются. А вы хотите, чтобы за 3 месяца все поменялось радикально… Все поменяется.
— Владыка, эти ваши слова, мне кажется, воодушевят не только тех, кто находится в зависимости, но и всех тех, кто сейчас на поле брани борется со своими грехами. Потому что иногда бывает очень горько от того, что ты не можешь удержаться в этом стабильном состоянии, выйти в свою собственную реабилитацию… Спасибо вам огромное, что вы были сегодня с нами.
«Реабилитация. LIVE» — совместный проект телеканала «Спас» и Синодального отдела по благотворительности при поддержке МИА «Россия сегодня» и радиостанции Вести-FM. Зрители, читатели и слушатели проекта смогут вместе с тремя героями пройти путь церковной реабилитации от наркозависимости. Трое мужчин – героев проекта – находятся на разных этапах реабилитации в трех церковных реабилитационных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Через полное погружение в судьбу героев проект «Реабилитация. LIVE» призван изменить отношение общества к наркозависимым людям.
Источник: ТВ «Спас»
Беседу с епископом Мефодием, руководителем Координационного центра по противодействии наркомании и председателем правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, записала Наталья Лисовая. Публикация подготовлена при поддержке Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, учрежденного Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению.