Почему подростки бунтуют? Что делать родителю, если сын или дочь склонны к негативному поведению? Что такое строгая любовь и почему следует пресекать то, что недопустимо? Кто является главным действующим лицом в воспитании наших детей и почему так важно доверять Богу? Чем чревата повышенная тревожность родителей? В чем польза страдания? И почему зоной компетентности родителей является прежде всего их личный пример? Как поступил в своей непростой семейной ситуации Шалва Амонашвили? И как притча о блудном сыне может помочь в воспитании подростков?
Обо всем этом шла речь на очередной онлайн-встрече из цикла «Архитектура семьи», которая прошла 23 февраля. Интерактивную беседу вела Наталья Ищенко, православный семейный психолог, специалист по аддиктивному поведению, сотрудник Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Участники онлайн-встречи прошли экспресс-психодиагностику модели своих взаимоотношений с близкими людьми (в том числе с детьми). Утверждения сгруппированы в три блока — нужно отметить те, которые про вас.
ЖЕРТВА. Я заслуживаю любовь, если:
- Со всем и всеми соглашаюсь (например, мне очень сложно высказать свое мнение, ведь кому-то оно может не понравиться или я скажу какую-нибудь ерунду…)
- Отказываюсь от своего мнения;
- Стараюсь вести себя правильно;
- Не показываю своих чувств (зачем кому-то говорить о своих переживаниях, расстраивать другого человека);
- Всем делюсь, даже если мне не хочется;
- Беру вину на себя (ведь это я во всем виновата);
- Думаю, что все хорошие вокруг, одна я плохая.
СПАСАТЕЛЬ. Я спасаю, когда:
- решаю чужие проблемы, а не свои времени нет;
- помогаю, не дожидаясь просьбы;
- делаю за других то, что они могут сделать сами;
- даю советы, деньги, еду, когда не просят;
- боюсь оказаться плохой в глазах других;
- не могу отличить оттенков своих чувств (кажется, что я ничего не чувствую);
- отвечаю за чувства других, лишь бы не волновались, не переживали.
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ. Я требую любовь, если:
- привлекаю к себе внимание высказываниями, выходками;
- занимаю позицию: мне все должны;
- мне все равно, что чувствуют другие;
- ухожу в оппозицию, требую справедливости;
- не принимаю запретов, я против правил;
- могу грубить, хамить, кричать;
- ищу виновного;
- контролирую других, но не себя.
Набранные «да» по трем блокам ответов — это три угла треугольника Карпмана: Жертва — Спасатель — Преследователь.
Участники поделились результатами психодиагностики, а ведущая «расшифровала» результаты и дала вектор оздоровления своих взаимоотношений с близкими.
Если родители спасают ребенка, заслуживают его любви или ее требуют — взаимоотношения в семье нездоровые, и ребенок может стать нервным, инфантильным, безответственным… Тогда как цель родительства — воспитать ребенка самостоятельным человеком, который может обходиться и без нас.
По результатам проведенной экспресс-диагностики важно скорректировать отношения: вместо данных утверждений сформировать здоровые правила, которые в дальнейшем и реализовывать.
Наталья Ищенко привела пример: вместо нынешней ситуации «Я даю советы, когда меня не просят» может быть сформировано новое правило: «Если меня не будут просить, я предложу поделиться своим опытом, но спокойно отнесусь, если получу отказ». Не надо бояться, что наши дети встретятся с какими-то трудностями. Трудности позволяют им получить опыт, измениться…
Смотрите видеозапись встречи:
Архитектура семьи. Рискованное поведение подростков — YouTube
Смотрите видеозаписи предыдущих занятий: «Детско-родительские отношения. Как они формируются и какое влияние оказывают на ребёнка»; «Конфликты в межличностных отношениях и способы их разрешения».
Цикл бесед «Архитектура семьи» организован Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского.