Ярким, живым, подробным отзывом о прошедшем в Екатеринбурге семинаре «Помощь созависимым людям» поделился священник Георгий Слесарев.
Если говорить коротко:
Говоря о семинаре, на котором мне довелось побывать, могу сказать следующее. Участвуя каждый раз в многочисленных семинарах, не перестаю всегда удивляться глубине и ракурсу, под которым подается материал. Спасибо огромное отцу Родиону и Наталье Петровне за их труд и проведенный семинар. За эти два дня удалось по-новому посмотреть на созависимость.
Нас, участников семинара, условно можно было разделить на 2 группы: новички и специалисты, много лет работающие в сфере помощи. За два дня мы получили огромную пищу для размышлений и набор практических рекомендаций. Познакомились, кратко, с методикой помощи и опытом работы с созависимым родственникам в программе «Фавор» г. Санкт-Петрбурга. Не перечислить всего, о чем мы говорили на этом семинаре.
По окончании семинара все присутствовавшие просили о проведении более углубленного семинара в последующем. Итогом семинара, лично для меня, стало своеобразное расширение горизонта видения (сути проблемы) и перспективных направлений, форм работы в среде созависимых. Семинар помог обновить старые знания и получить новые навыки. Благодарю ведущих и организаторов семинара, сотрудников Фонда Иоанна Крондштадтского за проведение подобных встреч. Надеюсь на скорую встречу на подобных новых семинарах для погружения в глубины практического опыта.
А теперь подробности:
День первый. Идем от позиции «Ты должен» к позиции «Ты можешь».
Я впопыхах отправляюсь на встречу, боюсь опоздать и пропустить все самое главное – дела домашние задержали. Но, слава Богу, успеваю, вовремя добраться к назначенному времени. Волнуюсь: как все пройдет? И вот я вместе со всеми сижу в зале Храма-на-крови.
Вначале нам было предложен неожиданный для меня вопрос: «К какому специалисту, если бы мы оказались созависимыми, хотели бы попасть? К человеку с профессиональными психологическими навыками? К человеку, диктующему нам духовно-нормативные установки? Интеллектуалу, разящему нас терминологией или сыплющему обилием слов? Или нам был бы по душе участливый специалист, который скажет: «Я когда-то болел, как и ты, я знаю, как помочь! Я буду с тобой, но я не буду только плакать!»?
Только человек нашедший «свою боль», трудившийся над ней, может сделать ее своим инструментом помощи. Ведь каждого из нас на этот семинар привела своя «боль». Одни болеют о своих родственниках, другие о приходящих к ним за помощью.
Говоря о духовных аспектах созависимости, ведущие и участники отметили, что созависимость становится способом обретения смысла жизни через отношения с другим человеком. Вместо Бога созависимый выбирает другого, подобного себе, больного родственника. И делает его центром своей жизни. Становится всего лишь «отражением» зависимого, его тенью: ему хорошо — значит, и у меня все хорошо! Если он болеет, употребляет психоактивные вещества, то плохо не только ему – мне тоже плохо!
Либо я ставлю в центр своей жизни Христа и нахожу путь в рай. Либо я ставлю в центр своей жизни искаженного грехом человека и служу теперь его благополучию, его страстям! Каждая из выбранных стратегий приводит к различным итогам. Одна приводит в Рай, другая к мукам и в этой и в вечной жизни.
Родня, спасая зависимого, все время бежит за ним по кругу, гонится за зависимым, но не для того чтобы вернуть его к Богу, а чтобы поймать и прижать его к себе! Эта гонка становится изнуряющей для обоих, один устал убегать и прятаться, другой устал контролировать, догонять и спасать.
Поговорили на семинаре мы и о психологических особенностях родственников зависимых: контроле над поведением других, размытости личных границ, фрустрации, отрицании.
Ведущие предложили посмотреть с разных сторон на созависимость: как на болезнь, как на реакцию на сложившиеся условия жизни, как на реакцию на стресс, как на патологию в развитии и как на зеркальное отражение зависимости.
Вместе мы разобрали триаду созависимости: отрицание, утрату контроля, обсессивно-компульсивное мышление, — и провели параллели между зависимостью и созависмостью.
Говоря о био-психо-социо-духовном взгляде на зависимое поведение, ведущие отметили, что работа даже с одним аспектом может стать в будущем ключом ко всем остальным аспектам.
Проводя вместе параллели между созависимостью и зависимыми родственниками, мы наметили шаги в выздоровлении: довольствоваться малым шагами; слушать и сопереживать, но не бросаться спасать; возвращаться в состояние «здесь и сейчас», учиться «экологично» выражать свои чувства.
Потому что мы смотрим на созависимость не только как на болезнь, мы смотрим на нее как на свободный выбор, который принимает человек, бросаясь «спасать» зависимого близкого. Именно мы выбираем, каким образом это будем делать, порой, не имея даже элементарной стратегии, не понимая конечной цели, к которой все спешим привести — и поэтому быстро попадаем в западню и не можем избежать подводных камней.
Интересным продолжением стало упражнение «Ты должен…», где мы стремились в директивном стиле дать 5 рекомендаций нашему «зависимому». Потом пришлось поменяться местами и начать все сначала. Далее было бурное обсуждение этого упражнения.
Участники отметили: когда были в роли специалистов, то испытывали удовольствие от того, что удалось сказать. Находясь в позиции «сверху», чувствовали свою значимость, власть над другим участником. Когда же они находились в роли созависимого или страждущего, наоборот, испытывали раздражение, злость и желание отстраниться от говорящего, у некоторых даже возникло желание встать и уйти. Итогом обсуждения стало следующее: при таком «стиле поведения» не удивительно, почему страждущие не слышат своих трезвых родственников, почему поступают вопреки их советам.
Завершением первого дня семинара стал просмотр и обсуждение мультфильма «Добро пожаловать». На нем мы рассмотрели кинотерапию как способ диагностики созависимого поведения. Обсуждая шуточный сюжет, открыли для себя признаки созависимого поведения у главного героя, посмотрели на созависимость со стороны, как будто видим ее впервые, как на добровольный выбор главного персонажа.
Второй день. Учимся вместе безусловной любви!
Вместе с ведущими мы рассматривали способы отделения настоящей любви от созависимости. Разговор начался с определения «безусловной любви» как готовности любить человека, несмотря на его несовершенства и пороки. Далее было упражнение-разминка.
Разминка началась с того, что мы выписывали на доске прилагательные к слову «зависимость». Когда закончилась доска, нам было предложено взять отдельный листок, разделить его пополам и изобразить на одной его половине зависимого человека, которого мы описывали. После этого мы стали вспоминать, каким до употребления был зависимый, и снова стали выписывать на доске прилагательные. И снова рисовали, теперь уже не того противного зависимого близкого человека, а того, каким мы его помним до употребления, его здоровую часть.
Глядя на обе части, мы задавались вопросом: «Кого мы любим и ненавидим одновременно? Нашего близкого, зависимого?» Но, здесь как раз и происходит подмена. Мы перестаем отделять человека от его болезни. А в этом упражнении мы видим: вот человек, а вот отдельно от него – его заболевание. Это помогает нам теперь не сливать их воедино: болезнь — это теперь не человек, это временное и наносное, то, что появилось позднее. Сначала был любимый нами человек, и только потом появилась она – болезнь, зависимость. Ведущие спросили: Какой рисунок хотелось бы сохранить, а с каким расстаться? Конечно же, тот, где он хороший и не болеет! Так мы учились безусловной любви!
Завершением упражнения стал тест Уайнхолда на созависимость, который нам предложили пройти ведущие семинара. Среди участников семинара не-созависимых не оказалось. Все были удивлены, особенно специалисты.
Далее был поднят вопрос: Как помогать тем, кто не хочет, чтобы им помогали? Здесь ведущие поделились своими мнениями. Мы слушали рассказ об одном исследовании, проведенном среди зависимых, находящихся в стационаре. Их спросили: Что, на их взгляд, привело их к зависимости? Ответы были различными, но за ними более явно проступили факторы, способствующие наркотизации или алкоголизации:
1. Дефицит самостоятельности в прошлом или подмена активности. В детстве у такого зависимого личная активность заменялась постоянно избытком активности взрослого. Уроки, достижения – все под пристальным вниманием значимого человека. Привыкая к сильной фигуре в своей жизни, человек отвыкает сам организовывать свою жизнь, принимать самостоятельные решения. Как следствие, прожив такое детство, человек легко подпадает под влияние окружения. А свой волевой механизм отказа не сформирован, и я становлюсь ведомым. В таком случае либо волевой специалист в реабилитации вынужден будет тащить его на себе страждущего, либо это с радостью начнут делать его близкие.
2. Дефицит эмоциональности или наоборот неспособность управлять своим эмоциональным состоянием. Не секрет что нас окружают разные люди: одни способны, открыто выражать свои чувства – но делают это чересчур бурно и «неэкологично», не владея своей вспышкой чувств. Другие, наоборот, обращены внутрь себя, интроверты — вместо того, чтобы делиться, не делают этого – имеют свой дефицит, не зная о том, как выразить свои чувства.
Примечание: На встрече прозвучало интересное определение: «Люди-шарики» и «люди-кубики». Одних толкнул, и они катятся дальше без твоей помощи, а других приходится все время толкать.
3. Дефициты, приводящие к психическим заболеваниям. Связаны они со скрытыми, физиологическими процессами нашего организма. Не секрет для психиатров-наркологов, что основой физиологической зависимости иногда становится, в том числе «эйфорическая память», которую одними упражнениями иногда не исправишь. Дефицит нейромедиаторов, гормонов и даже витаминов становится иногда подоплекой зависимости.
Выходит, зависимый не из-за нас начал употреблять! И сразу ушло чувство вины — расправились наши плечи! Не из-за нас он/она начали употреблять – следовательно, не из-за нас они станут выздоравливать. Причины выздоравливать они будут искать внутри себя, а мы внутри себя начнем выздоравливать и искать свои собственные причины избавляться от созависимости.
Продолжив разговор, мы стали беседовать о реабилитации и сравнили ее с трансплантологией. В помощи и зависимым, и их родственникам также важно найти своего «правильного донора» — специалиста, грамотно провести работу как операцию, создать все условия сохранения пересаженного материала. Главный ресурс в этом для того, кому помогают и для того кто помогает – время. Изоляция и тех, и других друг от друга – обеспечивает только условия для успешной коммуникации и взаимодействия специалиста и пациента. В этих условиях помогающий специалист выступает как раненый целитель, который смог выздороветь и учит этому теперь других. Здесь требуется рассудительность и в этом мы берем пример с Церкви, в Которой, прежде чем что либо сделать, соборно обсуждают свои будущие решения. Специалист на подобных семинарах советуется со своими братьями и сестрами, рассуждает о той помощи, которую впоследствии станет оказывать своим подопечным.
Отец Родион, продолжая разговор, рассказал о том, как специалист может действовать в той критической ситуации, с которой к нам пришел человек. Можно вместе, как со-работники, искать способ решить проблему. Наша «деятельность» станет инструментом помощи. А можно поделиться своим откликом на озвученную ситуацию. В этом случае «со-переживание» становится нашим помогающим инструментом. Но это не полный инструментарий, потому что он исключает Бога из системы помощи людям. И поэтому у помогающего специалиста и обратившегося за помощью есть самый верный и надежный Помощник – Бог. В этом случае молитва и благодать становятся нашим инструментом!!!
Главным советом для себя, который мне запомнился особо, стала фраза ведущих: «Начни с себя, начни со своей страсти». Не секрет, что качество оказываемой помощи резко возрастает, если специалист работает в первую очередь со своими проблемами, страстями и пороками, своими пробелами. Каждый трудный случай говорит о том, что пора заглянуть внутрь себя и найти свои слабые места. Именно такими людьми были наши известные святые, к которым люди обращались за разрешением своих трудностей.
Поэтому в конце семинара всех участников пригласили на новые встречи организуемые Фондом святого праведного Иоанна Крондштадтского. Приятным итогом стало вручение сертификатов и общая фотография на память всех пришедших на семинар.
От всей души искренне благодарю всех, кто был причастен к организации и проведению вышеуказанного семинара! Всем участникам семинара огромное спасибо за интересные вопросы и бесценный опыт! Такой формат встречи становится неоценимой помощью нам, работающим на местах в своих «полевых» условиях. Хочется таких встреч побольше и почаще. Жду с нетерпением новой встречи!
Иерей Георгий Слесарев, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Казанская», г. Екатеринбург,
руководитель приходского Общества трезвости,
помощник благочинного по трезвенному просвещению и противодействию алкоголизации и наркомании Преображенского городского округа,
преподаватель Центра подготовки церковных специалистов при Екатеринбургской Духовной семинарии.